Верховный суд Российской Федерации оградил наследников граждан-банкротов от деления их жилья.
Полученная в наследство от гражданина-банкрота доля в жилом помещении, являющемся единственным для наследников, исключается конкурсной массы и не подлежит реализации, решил Верховный суд Российской Федерации (далее – ВС РФ).
ВС РФ исключил долю в квартире из конкурсной массы. Действующее законодательство под помещением, на которое распространяется исполнительский иммунитет, подразумевает недвижимое имущество в целом как физический объект, где фактически может проживать гражданин, указала коллегия ВС РФ.
Не являющаяся коммунальной квартира использовалась всеми членами семьи полностью, выдел долей в натуре не производился. В связи с этим наследники, для которых квартира является единственной пригодной для проживания, вправе рассчитывать на оставление ее за собой без изъятия доли наследодателя, - указал ВС РФ в опубликованном определении. В противном случае потенциально может возникнуть долевая собственность несвязанных между собою лиц, что ведет к ситуации, когда для членов одной семьи квартира, по сути, становится коммунальной.
В конечном счете, заключила коллегия ВС РФ, может произойти нарушение права на достойную жизнь, достоинство личности и неприкосновенность жилища, что недопустимо (статья 25 Конституции Российской Федерации).
При этом осуществляется банкротство наследственной массы, а не наследника, - указала коллегия ВС РФ, подчеркнув, что банкротство осуществляется так, как если бы наследодатель был жив. Следовательно, жилье обладало бы иммунитетом и подлежало исключению из конкурсной массы.
Кроме того коллегия ВС РФ указала, что наследник не может уклониться от исполнения обязательств банкротящегося наследодателя, поскольку долги погашаются не наследниками, а посредством банкротных процедур.