Введите ваш запрос для начала поиска.

Дом-музей Федота Васильевича Сычкова в селе Кочелаево Ковылкинского района Республики Мордовия

Адрес: 431310, Республика Мордовия, с. Кочелаево, Ковылкинский район.

Справки по телефону: 8(834-53) 2-45-37

Старинное село Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинского района Мордовии) – родина Федота Васильевича Сычкова, место жизни и творчества выдающегося художника. Расположенное в 15 км от районного центра Ковылкино, село имеет богатую историю, уходящую в глубь веков. Первое упоминание о заселении Кочелаева встречается в писцовых книгах 1615-1617 г.г. В «Списке населенных мест Пензенской губернии» (1869) сказано, что в селе насчитывалось 546 дворов, имелись почтовая станция, ярмарка, базар, пристань, четыре поташных завода, две маслобойни. Это большое село широко раскинулось на невысоких холмах на живописном берегу реки Мокши.

Здесь Федот Васильевич Сычков родился 1 (13) марта 1870 года в крестьянской семье и прожил большую часть своей жизни. Отсюда в 1892 году он уехал в Санкт – Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала И.А. Арапова (1844-1913), обратившего внимание на талантливого молодого художника – самоучку. В летнее время, учась в Рисовальной школе (1892 – 1895), а затем в Высшем художественном училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств, Федот Васильевич приезжал в родное село. После окончания учебы художник вернулся на родину.

Именно в Кочелаеве были задуманы и написаны многие из его замечательных полотен. Впечатления жизни родного села и любимой природы дали богатейший материал для творчества талантливого живописца и получили многообразное отражение в его произведениях. Творчество Федота Васильевича Сычкова – это своеобразная художественная летопись жизни родного села.

До 1933 года Сычков и его жена, Лидия Васильевна (урожд. Анкудинова), жили в доме, построенном на месте курной избы, оставшейся после смерти матери. Но случившийся на их улице большой пожар уничтожил несколько домов, в числе которых был и дом Сычковых. К сожалению, пожар оставил лишь мастерскую, располагавшуюся в саду, и некоторые хозяйственные постройки: сарай и баню. К мастерской с верхним светом, спроектированной самим Федотом Васильевичем, была пристроена жилая комната. В этом доме Сычковы жили до переезда в Саранск, который они осуществили в 1956 году.

В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея, который стал филиалом Мордовского республиканского музея изобразительных искусств.

Дом-музей Ф.В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года после некоторой реконструкции помещений. Планировка дома и внутреннее убранство были восстановлены по воспоминаниям вдовы художника, фотографиям, письмам.

Общая площадь пятистенного рубленного дома с невысоким крыльцом - 82,78 кв.м. С восточной стороны расположена мастерская под четырехскатной крышей стропильной конструкции. Перед домом, как и при жизни Федота Васильевича, цветут, сменяя друг друга, пионы, георгины, пышные астры, которые так любил писать Сычков.

Экспозиция музея состоит из мемориального и художественного разделов. Первый расположен в интерьере жилой комнаты, где представлены подлинные вещи художника. В быту Ф.В. Сычков был скромен и непритязателен. Он жил с Лидией Васильевной в одной небольшой комнате с двумя окнами, служившей и столовой, и спальней.

Значительное место в комнате занимала традиционная в русских деревенских домах беленая печь, возле которой на скамье - медный самовар и другая кухонная утварь. Напротив - высокий комод, рядом - саквояж, с которым супруги Сычковы в 1808 году путешествовали по Германии, Франции и Италии.

Возле окна стоит круглый столик на трех резных ножках. По обеим сторонам от которого - старинные кресла, обитые цветным гобеленом. Долгими зимними вечерами Сычковы много читали. Поэтому в пристенной витрине посетители музея видят книги из личной библиотеки художника: "Мастера крепостной России", "Карло Росси". Слушали музыку, заводили граммофон или патефон. Они собрали большую коллекцию пластинок, среди которых и народные песни, и цыганские романсы, и арии из опер, и танцевальные мелодии.

Лидия Васильевна любила шить. Часто позировала она мужу в крестьянских сарафанах, которые шила сама на швейной машинке "Triumf". В правом переднем углу деревянная кровать, покрытая белым покрывалом. Над дверью висят массивные часы в круглом корпусе, свидетели той несуетной жизни, которой жили обитатели этого дома.

На стенах жилой комнаты размещены стенды с подлинниками и копиями писем и документов, фотографиями, рассказывающими о жизни и творчестве Федота Васильевича Сычкова. Среди них особый интерес представляет подлинное свидетельство об окончании рисовальной школы Общества поощрения художеств, полученное Ф.В. Сычковым в 1895 году. Привлекают внимание фотопортреты учителей Федота Васильевича в рисовальной школе и Академии художеств, генерала И.А. Арапова, друзей и коллег художника.

В биографическом разделе представлены также правительственные награды, которыми был отмечен труд художника: указы о присвоении ему почетных званий заслуженного деятеля искусств МАССР и РСФСР, народного художника Мордовии, удостоверение и медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", орденская книжка и орден "Знак Почета".

Воссоздан интерьер и мастерской живописца. Здесь его мольберт, этюдник, кисти, палитры. Мастерскую украшает плетенная мебель, привезенная супругами с юга, где они часто отдыхали в 1940-е годы. На диване с валиками, накрытом ярким ковром, любила сидеть Лидия Васильевна, наблюдая за работой мужа, просматривая журналы, газеты и письма.

Самое почетное место в мастерской всегда принадлежало картинам, этюдам и эскизам, которыми некрашеные бревенчатые стены мастерской были завешаны до самого потолка.

И теперь в мастерской висят картины Федота Васильевича Сычкова из фондов Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи - обладателя самой большой коллекции его живописных и графических работ (около 600 произведений, включая этюды и эскизы мастера). И на каждой картине изображен уголок любимого села: кочелаевские холмы, избы, красавица Мокша в весеннем разливе или на зимнем отдыхе, жердяные изгороди. А главное, - жители родного села Федота Васильевича, с сияющими улыбками, румянощекие, светящиеся радостью.

В одной из газетных публикаций начала 50-х годов, подводя творческие и жизненные итоги, Федот Василевич писал: «Свое творчество я посвятил изображению простого народа. Героями моих картин являются, главным образом, жители села Кочелаева Мордовской республики. Я люблю изображать простых людей не только в труде, но и показывать их жизнерадостность, веселье, игры. Я думаю, что в этом неиссякаемом оптимизме простого русского человека сказывается его великая созидательная сила, твердая вера в счастливое будущее…».

(Текст подготовлен: научным сотрудником Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи Вишняковой Еленой, г. Саранск)